Курс лекций «Монтаж | Теория, практика, примеры»


Описание курса “Монтаж | Теория, практика, примеры”

Философия монтажа через призму старого кино и картин великих художников

Удивительные секреты профессионализма скрываются в старом кино. Как увидеть их и научиться применять на практике? Режиссер и оператор Саид Абишев, учит внимательно смотреть фильмы и использовать в практической работе опыт режиссеров. В своем интервью Саид расскажет, чему посвящен его новый курс.

– Саид, здравствуйте! Вы запускаете новый курс в школе компьютерной графики RealTime – «Монтаж | Теория, практика, примеры» и это далеко не первый курс, который будет посвящен кино и монтажу. Хотелось бы узнать, в чем его принципиальное отличие от других курсов?

– В школе RealTime я уже не первый год веду курсы обучения монтажу и композитингу для начинающих и продвинутых пользователей по программному пакету Adobe Production Bundle, на котором углубленно изучаются программы Adobe Premiere и Adobe After Effects . Каждый раз на занятиях студенты просят рассказать о теории кино. Мне это знакомо. Когда я начинал свою карьеру на телевидении, очень хотел, чтобы мне тоже кто-то рассказал, как надо снимать, монтировать, делать видео. Так что новый теоретический курс – материализация этих просьб и ожиданий. В нем мы обстоятельно поговорим обо всем, что касается киноязыка, посмотрим эпизоды, разберем их по кадрам и увидим, почему мы, зрители, получаем разные серьезные эмоции. Тема, действительно, обширная, поэтому и было принято решение вынести ее под отдельный курс.

– Расскажите, пожалуйста, а как Вы попали в видеоиндустрию?

– Все начиналось в Омске на заре компьютерной эпохи, в начале 90-х. У меня к тому времени уже был большой опыт работы с компьютерами – я был инженером ракетно-космического производства. Стал статьи писать про компьютеры – интернета еще не было, дефицит информации был большой, а интерес к компьютерам – еще больше. В какой-то момент пригласили вести рубрику в одной из передач о компьютерах. Затем предложили должность режиссера, потом я начал свой проект. Но случился дефолт 98-го года, я оказался без средств на оператора и монтажера. Пришлось самому снимать, самому же и монтировать. А когда пришло время сдавать сюжет на эфир, то потребовалось сделать еще и видеооформление. И кто-то мне подсказал, дословно цитирую: «Чувак, есть такая программа, Афтерэффектс называется, там круто намутить можно». Я искренне надеюсь, что ни в каких архивах не осталось ничего, что я тогда «намутил» (смеется).

Когда я уже, набравшись опыта, стал работать в студиях, опыт монтажа на компьютере стал помогать мне и как режиссеру. Ведь когда я сажусь писать сценарий, я уже четко вижу, что мне надо снять и, главное, как. При постоянной работе с видеографикой, опять же, понимаю, как могу использовать этот ценный и мощный ресурс. Но все эти знания не имеют большого смысла, если они не подкреплены главным – теорией композиции и киноязыка. Вот это самый главный опыт, которым я на своих лекциях делюсь.

Режиссер – это ведь наперсточник. Три наперстка – сюжет, съемки, монтаж. Наш шарик – наши знания, интуиция, навыки. Мы манипулируем вниманием зрителя, настоящее «кручу-верчу, обмануть хочу».

– Ваш новый курс авторский. Как зародилась идея преподавать именно «философию монтажа»? И для чего на Вашем курсе изучаются картины художников?

– Еще раз повторюсь, в видео меня занесло случайно, в «доинтернетные» времена. Литературы – никакой, консультироваться – не у кого. Дилетантом выглядеть не хотелось. Поэтому постоянно смотрел фильмы, анализируя, каким образом режиссер, оператор и монтажер добивались от меня тех или иных зрительских переживаний каждый сотый раз просмотра того же Чаплина.

Очень помог опыт изучения картин художников-классиков. И, как ни странно, анатомии глаза, его задач. Специфика поведения любого живого существа, и человека в том числе, обусловлена эволюцией. И, как оказалось, все правила монтажа в своей основе имеют те или иные особенности нашего восприятия, обусловленные анатомическим устройством глаза, наработанными моделями поведения в процессе эволюции. Классическая теория монтажа построена на опыте основоположников кино, их проб и ошибок, они к этим правилам пришли именно опытным, практическим путем, моя – на логике работы нашего зрения. Выводы обоих теорий сходятся очень точно, а значит – законы монтажа есть и они объективны. И на лекциях мы это все увидим. Я готовлю визуальные эксперименты и мы прямо в зале убедимся, как работает наше восприятие, как работают правила монтажа. Как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть.

Вот, кстати, Чарли Чаплин – это неразведанный рудник сокровенных знаний о кино. Он ведь режиссер был гениальнейший. Его решения – съемки, композиции, монтаж – потрясающие! Язык кино я стал понимать, наткнувшись и посмотрев кассету с его фильмом «Новые времена». Кстати, в рамках курса лекций есть отдельная лекция – «Чаплин. Метод Гения», на которой мы как раз и поговорим о секретах и приемах, которые он использовал в своих фильмах.

– А почему бы на лекции просто не рассказать классическую теорию монтажа?

– Очень часто, первая фраза молодого режиссера на съемочной площадке, звучит так: «Мы новое поколение и старые правила нам не указ, в наше «клиповое» время правила не работают, мы будем открывать свой киноязык». За этим обычно стоит незнание этих правил и нежелание их изучать, потому что понявший эти правила человек никогда так не скажет. По сути это и понятно, ведь правила сами по себе искушают нарушить их. Но если рассказать о механизме восприятия, объяснить, как глаз видит (что может показаться странным), то становится понятна логика этих правил, и съемочный процесс обретает новый смысл, а результат – новое качество.

И потом, есть прекрасная книга «Монтаж» Алексея Георгиевича Соколова, в которой он прекрасным языком изложил теорию в классическом ее виде. Я не берусь ее превзойти, но, по ощущению, студенты после лекции эту книгу с большим пониманием читают и усваивают то, что попытался донести автор.

– Для кого предназначен Ваш курс и кому Вы бы посоветовали на него прийти?

– В первую очередь тем, кто, сняв свой первый ролик, увидел разницу между настоящим кино и тем, что у него получилось. Если автор видит эту разницу, у него появляется стимул ее сократить, сделать свой следующий видепродукт лучше. По сути это курс, который я хотел услышать тогда, 15 лет назад, впервые взяв в руки камеру, начиная свои первые работы.

Курс «Монтаж | Теория, практика, примеры» очень объемный в целом. На нем мы обсуждаем фильмы, разбираем картины классических художников – для операторов отдельный пласт знаний по композиции, свету. И о драматургии говорим. Поэтому и для зрителя, который просто хочет лучше понимать язык кино, тоже много полезного есть.

Правила, которые мы будем разбирать на курсе лекций в течение двух дней, работают во всех жанрах экранного продукта – от художественного кино до рекламного ролика. Поэтому и видеодизайнерам на нем будет интересно.

Я, кстати, года 2 назад показывал Алексею Георгиевичу Соколову свои тезисы, он очень лестно отозвался и, собственно, он и посоветовал читать их в виде лекций. И свою книгу «Монтаж» с автографом подарил, вот она – вся в закладках (показывает).

Более того, обучение в формате лекции – это живое общение, молодая публика, всегда много вопросов и интересных историй. Поэтому на курсе совсем не скучно.

– Вы автор сайта теории и практики кино и видео www.videotrain.pro. Зачем он Вам и не повторяет ли информация на сайте Ваших лекций?

– Это взаимодополняющие ресурсы. До этого я уже несколько лет читал главы курса отдельными лекциями в киноклубах и учебных заведениях. И только в школе RealTime удалось скомпилировать их в один большой и объемный курс. Это дало повод значительно обновить лекции – я ведь постоянно смотрю очень разное кино, хожу по картинным галереям, появляются новые темы, главы, о которых хочется рассказать. Поэтому какие-то материалы приходится исключать из лекций, мы же не можем сидеть в уютном кинозале школы RealTime неделями? Вот эти материалы я и выкладываю на сайт. Сайт – скорее методичка к моему курсу, которая курс никак не заменяет, но помогает понять, о чем он. У читателей сайта есть повод записаться на полный курс, у меня есть стимул делать и лекции, и сайт интереснее.

Справка

Саид Абишев – режиссёр, видеодизайнер, оператор.

Занимается постановочными съёмками, написанием сценариев, подготовкой спецэффектов, компоузингом. Участвовал в производстве спецэффектов кассовых российских полнометражных фильмов «Дневной дозор», «Гибель Империи» и других, работал на ТВ, в рекламе, автор собственных видеопроектов.

Популярный ЖЖ-блоггер (http://omskvich.livejournal.com).

Автор сайта о теории кино и видео www.videotrain.pro.

В школе компьютерной графики RealTime ведет семинары по теории кино и работе с программными комплексами Adobe After Effects и Adobe Premiere: