Курс «3DS Max (3D Studio Max). Интерьерное моделирование» в Школе RealTime. FAQ для будущих студентов


Одни CG-художники предпочитают творить в вымышленных мирах, занимаясь анимацией и спецэффектами в кино, другие же – убежденные реалисты, и получают удовольствие от того, что их компьютерные творения в результате превращаются в реальный и осязаемый внутренний облик домов, квартир и офисов! И именно для них предназначен курс 3DS Max (3D Studio Max) | Интерьерное моделирование в Школе RealTime.

Особенности и специфика

Выбор различных 3D-пакетов сегодня достаточно широк, но далеко не каждая программа способна снискать такую славу, что имя её становится нарицательным. Autodesk 3ds Max (3D Studio Max) – как раз из таких «монстров-долгожителей», которые на слуху даже у чуждых CG-индустрии людей. Возможности этого софта чрезвычайно широки, но сейчас речь пойдет лишь об одном из самодостаточных направлений его применения – интерьерном моделировании.

– В отличие от многих направлений компьютерной 3D-графики, названия и терминология которых мало что говорят сходу непосвященным, «интерьерное моделирование» вполне понятно тем, кто только планирует заняться CG на профессиональной основе – рассказывает Артур Кононов, инструктор курса «Интерьерное моделирование» в Школе RealTime.

– И это понимание достаточно важно для начинающих – в интерьерном моделировании сразу ясны и видны задачи и цели, и понятен конечный продукт, что чисто психологически облегчает старт. Проектирование обстановки квартиры или загородного дома, офиса или магазина – при серьезном подходе к строительству и ремонту всегда присутствует этап планирования стратегии, на котором рассматриваются визуализированные в виде трехмерных картинок или анимации «летающей камеры» эскизы дизайнеров. И наш курс как раз направлен на дизайнеров-визуализаторов и чистых визуализаторов, которые и должны при помощи 3D-пакета представить заказчику идею в таком виде, в каком она в итоге будет реализована вживую.

Сегодня существуют и более простые программы для интерьерного моделирования, нежели столь мощный пакет, как 3ds Max (3D Studio Max), приложения для полных «чайников», способные выдать 3D-картинку, и даже специальные онлайн-сервисы, в которых разберется любая блондинка. Однако, все это, как правило, любительский уровень, необходимый на один раз, чтобы худо-бедно спланировать собственную квартиру. Серьезная же визуализация на профессиональной основе неотъемлема от глубоко проработанного дизайн-проекта, и предполагает высочайший уровень детальности и реалистичности картинок или анимации. Все стремятся к фотореализму – заказчики хотят видеть визуализацию, как на фотографии, «или даже лучше». Это зачастую предполагает, что массу предметов или фактур не найти в библиотеках – их нужно создавать с нуля, порой очень непростые.
Заказчик дает образцы материалов, коих сегодня имеется огромное количество – к примеру, какие-нибудь сложные полупрозрачные стеновые панели, внутри которых запечены какие-то мошки, травинки – как в янтаре. Или присылает ссылку на кресло из каталога, замысловатое, со сложной геометрией, модели которого не существует – надо создавать, моделировать.

Курс «Интерьерное моделирование» в Школе RealTime

Для тех, кто не владеет 3D Max (3D Studio Max), в RealTime имеется базовый курс по этому пакету, который ведет инструктор Борис Кулагин. Там программа дается с азов и с учетом всех направлений её возможного использования. На интерьерном моделировании «Макс» преподносится несколько более узко – в рамках визуализаторских задач

– Начинаю курс я, как ни странно, не с изучения программы, а с того, как… общаться с заказчиком, как подстраховаться, как все документировать, как предварительно оговорить отдельно оплачиваемые крупные изменения первоначального проекта и т.д. Ибо заказчики бывают очень разные – немало таких, кто восхищается и быстро оплачивает работу, но немало и тех, кто готов цепляться к каждой детали, часто совершенно несущественной, «докапываться» и даже в итоге «кидает».

Впрочем, такой «лирики» (хотя и весьма важной!) – немного: после неё мы сразу переходим к практическим занятиям – самым разным проектам – попроще и посложнее, хайтек и классика, и т.д. Больше, конечно, занимаемся статикой (изображениями), но делаем и анимационные ролики с летающей камерой.
Сперва делаем «объем» – стены. Доступны разные способы и инструменты, объясняю, какой когда лучше применить и почему. Что стоит делать при наличии времени, а что в цейтноте. Стены построили – наполняем мебелью. Больше внимания уделяется моделированию мягкой мебели, которое является кропотливой и сложной задачей. Потом занимаемся текстурированием всех этих сложных форм, работаем с материалами, тканями, занавесками, бахромой, коврами. Обязательно элементы реализма – всяческие блики, отражения, тени, свет. Из пяти дней курса едва ли не половина отдается изучению рендера V-Ray – разбираем подробно: как сделать, чтобы текстуры выглядели хорошо, как выставить свет, как настроить, чтобы рендерилось побыстрее, и т.д.

Значительное количество нестандартных задач в визуализации интерьеров связаны с созданием светильников. При первом же взгляде на фото напрашивается решение сделать люстру симуляцией тканей. Пришлось помучиться, чтобы ткань облегла основу внатяг со всех сторон.

1 Фото-референс от дизайнера

 

2 Моделирование

При этом нельзя не отметить бытующее сегодня мнение, что, дескать, рендеринг не требует особых знаний от новичка. Даже неопытный CG-художник может скачать в Интернете какую-то сцену (т.е. трехмерный проект с настройками), заменить стены на свои, поставить загруженную из библиотек мебель, нажать кнопку «рендер» и получить какой-то более-менее неплохой результат… Так зачем же мы тогда уделяем рендеру столько внимания?
Дело в том, что в вышеупомянутой ситуации такой визуализатор не будет понимать, что творится в его сцене. И если ему будет нужно что-то изменить (сделать другое настроение, другой свет или камеру в другое место поставить) – пойдут искажения цвета, какие-то артефакты и другие проблемы. А что происходит и как с этим бороться – непонятно… Подобные заблуждения, увы, во многом провоцируются популярным на интернет-форумах «обменом опытом», когда любители друг другу говорят – «нажми кнопку Х, затем кнопку Y» и т.д. Но, решая, таким образом, частную задачу, не возникает общего понимания – как это работает и к чему и от чего двигаться.

Работа с освещенным стеклом в 3D вообще отдельная тема. Бывает не так и сложно сделать честно, но потом это не удается отрендерить в разумные сроки. Поэтому почти всегда люстры – это «обман». В этой люстре в стекляшках честного почти ничего нет.

1 Фото-референс от дизайнера

 

2 Смоделированая и отрендеренная картинка

Типичный студент курса «3DS Max (3D Studio Max). Интерьерное моделирование» – это человек от полугода и дольше изучавший программу самостоятельно. Предварительные знания 3ds Max (3D Studio Max) просто необходимы, хотя все студенты по-разному понимают «базовые знания». Некоторые принимают за основу умение открыть программу и сделать какой-то элементарный «боксик», других порой учить нечему в рамках курса! Поэтому мы традиционно стараемся заранее определить степень подготовки, чтобы при необходимости сориентировать человека и направить его, возможно, на другой курс – чтобы он получил знания, соответствующие его квалификации.

Часто дизайнеры находят нечто новенькое и сразу хотят вписать это в интерьер. Бывает, что сделать это не так просто, как хотелось бы… Для этих декоративных панелей пришлось делать геометрию и смотреть – можно ли отделаться «малой кровью» – картой нормалей? Для рендера все же пришлось использовать отмоделенные панели. Пробовали несколько вариантов рисунка.

1 Фото-референс от дизайнера

 

2 Создание панели

 

3 Смоделированая и отрендеренная картинка

На курс приходят люди с самыми разными задачами. Кому-то нужны «малые формы» (например, визуализация медалей – юбилейных, сувенирных, поздравительных) Кто-то наоборот, занимается визуализацией больших пространств – супермаркетов, типа Икеи: там уже приходится рассказывать совсем другое. Приходили, помню, два геолога с бородами и рюкзаками (шутка!) – лет по 55 мужики. Решили отойти от геологии и полевой работы, попробовать что-то иное. Стиснув зубы учились – в возрасте это нелегко… Но им понравилось!
Приходит немало фрилансеров, приходят дизайнеры, которые больше не хотят тратить деньги на визуализацию, заказывая работу сторонним специалистам, а желают научиться делать её самостоятельно. Нередко бывают люди, которые просто собираются сменить род деятельности и до этого вообще с 3D не общались. Cкажем, человек всю жизнь работал экономистом, но рутина заела и он решил податься в дизайн!

Cтудент курса Артура Кононова Константин, системный администратор в компании «Базис РК», г. Москва:

– Наша компания занимается широким спектром направлений, одно из которых – строительство – от возведения объектов до оснащения интерьеров. Мы пользовались услугами фрилансеров какое-то время, но в итоге решили заиметь собственного специалиста – визуализатора интерьеров. Руководство узнало, что я раньше на любительском уровне занимался персонажным моделированием в 3DS Max (3D Studio Max), и меня отправили учиться в RealTime.
Честно говоря, сперва не очень хотел идти: казалось это скучным, но вот три дня уже учусь на курсе – и очень интересно, затянуло! Думаю, что сперва буду совмещать администрирование с визуализацией, но в дальнейшем не прочь полностью перейти с «админки» на CG!

Работа и карьера

– Интерьерное моделирование, хотя и является относительно узким направлением CG-индустрии, предполагает весьма различные виды применения своих навыков.
Разумеется, самое простое – это фриланс. Можно быть дизайнером-визуализатором, захватывающим как этап разработки эскиза (в 2D – хоть на бумаге, хоть в Photoshop), так и финальную 3D-визуализацию, предоставляемую заказчику. А можно заниматься чистой визуализацией, работая совместно с дизайнерами, не владеющими 3D-софтом, что тоже встречается повсеместно. Подобный труд – отличный старт для карьеры.
Как вариант – еще более сузить специализацию – например, заниматься исключительно моделлингом. Ибо высококлассных специалистов, которые способны быстро и качественно смоделировать сложную геометрию, которую затем уже другие смогут сунуть в сцену, накинуть материал и отрендерить – не так уж много. Впрочем, начинающему обычно до такого высокого пилотажа нужно дорасти.

Однако, подготовка серьезного проекта интерьера для требовательного заказчика – это трудоемко и долго, поэтому масштабные (и, чаще всего, самые интересные с творческой точки зрения!) заказы, как правило, достаются крупным студиям, которые способны подготовить их в существенно меньшие сроки, нежели фрилансер-одиночка. Крупные компании поднимают планку производительности, и сегодня, скажем, уже стало стандартом, что небольшой и относительно несложный интерьер делается за день. Работа ускоряется за счет наработанных библиотек материалов, мебели и т.д., использования рендер-ферм, разделения труда, эффективной организации процесса. Одни люди быстро моделят, другие текстурируют, третьи собирают, потом рендерят – скорость растет. Вот только, откровенно говоря, креативному человеку такое не очень интересно – делаешь изо дня в день одно и то же, творческий аспект теряется…
Заказчики сейчас хитрят, и нередко хотят в одном лице получить архитектора, дизайнера и визуализатора. Безусловно, есть универсалы, которые все отлично делают, при этом имея художественное образование и отличное чувство цвета, но такие люди редкость и ценят себя крайне дорого. По факту же чаще всего бывает так, что даже если такая мультифункциональность и заявляется, на деле какая-то из сторон страдает.

Впрочем, в целом поработать визуализатором в какой-то компании, пусть поначалу даже за небольшие деньги и с жесткими требованиями со стороны руководства – это неплохо. Можно попрактиковаться, посмотреть на работы опытных коллег, как что сделано. Изучить файлы чужих высококачественных картинок – если взять нерендеренный исходник, то можно посмотреть, как текстуры сделаны, какие настройки и т.д. Из чего это все получилось и почему так эффектно? Такая практика будет в любом случае полезна!